Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: О чем сокрушается Андрей Критский

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: О чем сокрушается Андрей Критский 13.04.2021

Митрополит Климент: О чем сокрушается Андрей Критский

Летят постовые дни. Задача человека – не упустить это благодатное время для своего духовного укрепления. Многим известно по личному опыту, что особенности великопостных богослужений помогают пройти Великий пост не впустую. Они настраивают человека на покаянный лад, поддерживают его силы в прохождении подвига поста.

Великим постом в наших храмах проходят такие богослужения, которые потом больше никогда не совершаются. Среди них есть несколько служб, которые вообще совершаются только раз в год. В том числе, это служба, называемая «Мариино стояние», или иначе – «Андреево стояние». На утрени этого богослужения прочитывается житие преподобной Марии Египетской и полностью читается канон преподобного Андрея Критского. Служба достаточно длинная, но, тем не менее, интересная, насыщенная, очень полезная и познавательная.

Самые известные строки канона – «Откуда начну плакать окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» Этот вопрос преподобного Андрея Критского обращен им к самому себе и задает направление развития мысли всех двухсот с лишним тропарей канона и как покаянный лейтмотив, проходит через весь канон. Потому что главное, что должно быть в поле нашего внимания в пост – не скудость пищи, не число поклонов, не количество прочитанных молитвословий, а именно покаяние.

Корень греческого слова «покаяние» означает: «цена», «оценка». Обращаясь к своей душе, преподобный Андрей говорит: «Гряди, окаянная моя душа, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься». Приставка «о» в слове «окаянная» – значит обесцененная, ничего не стоящая. По-русски это звучит как: «гряди, ничего не стоящая, обесцененная моя душа». Но ведь каждая душа в очах Божиих – это самая большая ценность. Как здесь разобраться правильно, чтобы не впасть, вместо трезвенного покаяния, в самоуничижение?

В заупокойных песнопениях (тропари по «Непорочным») говорится: «Образ есть неизреченной Твоей славы, аще и язвы ношу прегрешений». Речь идет о ценности человеческой души как творения Божия: душа – это образ неизреченной Божией славы. Образ Божий – та величайшая ценность, которая нам уже дана в творении. А подобия Богу мы должны достичь своими трудами.

В тех же строках выражена мысль о глубокой поврежденности образа Божия, о том, что на нем – «язвы прегрешений», которые мы наносим своей душе греховными мыслями, словами, поступками, всячески свой образ пачкаем и повреждаем. Отсутствие подобия – это наша вина. Поэтому наша оценка своей души как окаянной, ничего не стоящей, это именно констатация отсутствия подобия Богу. Промахиваясь мимо цели, совершая грехи, мы не достигаем подобия. И Великий пост – особо ценное время для самого главного нашего делания – возврата на путь спасения.

Все покаянные тропари, которыми плакал и молился святой Андрей – о том, как ему со своей душой возвращаться к Богу. Его тропари – выражение бесценного опыта видения своей души, ее пораженности всевозможными страстями, видение того, как страсти реально работают в человеке, разрушают его. И мы тоже молимся Богу словами преподобного Андрея, примеряем их к себе, потому что все страсти живут в каждом человеке.

Если мы внимательно на себя посмотрим, то увидим, что у нас есть все то же самое, о чем говорит преподобный Андрей. Человек тогда не будет осуждать других, когда поймет: «я, оказавшись на его месте, согрешил бы еще сильнее, просто меня Бог бережет от таких ситуаций, в которых я могу согрешить, проявить эту таящуюся во мне страсть». То, что та или иная страсть в нас не проявляется, это не заслуга нашей святости, просто Господь нас бережет и не ставит в те ситуации, где наша страсть проявится так, что мы не сможем с ней бороться.

Можно не поверить этому святоотеческому положению. В самом деле, кажется, что мы все очень разные: к примеру, кто-то увидит бутылку водки, и ему надо будет очень серьезно бороться с собой, чтобы не схватить ее и не выпить. А кому-то даже самый вид этой бутылки неприятен. Не разница ли? Но в том-то и дело, что нельзя сказать, что у человека, который с отвращением смотрит на водку, нет этой греховной страсти. Если он не может смотреть на водку, это не значит, что он с удовольствием не выпьет кьянти или дорогого коньяку. В человеке живет эта страсть, просто она может проявиться как-то более изощренно. Если ему не нравится спиртное, он может курить или получать удовольствие через вкусную пищу.

Страсти проявляются по-разному. В современном мире давно борются с курением, ужесточаются все правила в этом отношении. Кто-то бросает курить, а кто-то переходит на какие-то другие способы удовлетворения своей страсти. Появляются электронные сигареты, стали популярны восточные кальяны…

Желание получить удовольствие у человека остается, никуда не исчезает. Запрещается один способ удовлетворения страсти, она изыскивает другой. И это будет вечная борьба яда с противоядием, мин с саперами, нападения и защиты, – по мере того, как будут запрещать что-то одно, будут придумывать что-то другое.

То есть все страсти живут и работают в каждом человеке, и наша задача их в себе увидеть. Но, даже увидев их действие в своей душе, нельзя единожды объявить войну страстным помыслам, назавтра их победить и потом жить спокойно. Такого не будет никогда. Надо сражаться постоянно, во все дни своей жизни. Но если мы посмотрим на себя трезво и честно, то поймем, что каждый день мы не можем с ними бороться с одинаковым усилием, поэтому хотя бы в Великий пост мы стараемся уделять этому больше времени.

В одном из тропарей канона преподобный Андрей сетует, что первозданный Адам был изгнан из рая за нарушение лишь одной заповеди. Далее святой переводит мысленный взор на себя: «я же что должен буду потерпеть, непрестанно нарушая Твои животворные повеления?» Это не может и нас не ужасать, возникает вопрос: как спастись, если кругом согрешаю? Значит, обречен на погибель? Надо помнить, что мы спасаемся не своими делами, а спасает нас Христос по Своей милости. И многочисленные наши молитвы и песнопения говорят именно об этом: Господи, Ты все равно не найдешь дел, которые меня могут оправдать, спаси меня просто по Своей милости.

Наша задача – идти, порой – бежать, порой – ползти, но двигаться к Христу, просить Его, чтобы Он нас взял к Себе, в Царствие Небесное. Весь канон говорит о том, что «я – никуда не годный, ничего не делаю, но Ты, Человеколюбче, спаси меня». Можно сказать, что это главная мысль канона, который будет читаться в храмах в среду вечером на этой неделе: «я обречен на погибель, но молю Бога, чтобы Он спас меня по Своей милости».

 

«Вечерняя Москва»

 

 


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru