Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Наследство: хлам или исторические ценности?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Наследство: хлам или исторические ценности? 16.10.2020

Митрополит Климент: Наследство: хлам или исторические ценности?

Когда человек уходит из земной жизни, родственники избавляются от вещей умершего, которые, как им кажется, не представляют никакой ценности. В наше время под ценностью чаще всего понимают предметы высокой стоимости. Остальное не рассматривают как необходимую вещь, а напрасно.

Помните историю Вивиан Майер? Неизвестная женщина, которая всю жизнь работала няней и любила фотографировать. В 2009 году она умерла в доме престарелых. Некоторая часть ее имущества, в частности, коробки с фотографиями были выставлены на аукцион. Большинство из них купил агент по недвижимости. Когда он стал сканировать негативы, то был потрясен — он видел высокохудожественные фотоснимки: образы людей, живших в Нью-Йорке и Чикаго в 1960—1970-х годах.

Сегодня фотоснимки Вивиан Майер считаются классикой жанровой фотографии. Об этой женщине снят документальный фильм, который был номинирован на премию «Оскар», изданы альбомы с ее фотоработами. Выставки фотохудожницы проходят во многих странах мира.

Не правда ли, счастливая случайность, что ее фотографии попали в руки неравнодушного человека. Теперь представим, что у этой женщины были бы наследники. Думаю, в лучшем случае они оставили бы десяток фотографий на память, а весь фотоархив — сохранилось более ста тысяч фотоснимков — выбросили бы, считая фотографии любительскими.

Почему родные так поступают с вещами покойных? В большинстве случаев говорят: «Кому все это нужно? Никому». Вспоминаются истории, которые опровергают эти слова.

Пожилой отец скончался, сыновья унаследовали его имущество. Все было заранее оговорено, без ссор поделено. Один из братьев попросил другого, которому досталась квартира: «Пока оставь вещи. Я пересмотрю их, заберу, что мне необходимо». Просьба была всего лишь немного подождать, но наследник начал жизнь на новом месте с генеральной уборки. Коробки, в которых хранились предметы, дорогие отцу: часы, подаренные женой, детские рисунки сыновей, письма родных — мешали. Ценности наследник в них не видел, потому и выбросил. Ему в голову не пришло, что «этот хлам» может понадобиться брату, и решил все за него.

Еще при жизни дедушка и бабушка подарили одну свою квартиру взрослому внуку, а в другой продолжали жить сами. Вскоре дедушка скончался. Бабушка была уже совсем пожилой: из дома выходила только в поликлинику и в магазин. Только от бывшей соседки она узнала, что стало с мебелью, которая находилась в их бывшей квартире. Внук выбросил все, частично из окна на газон, чтобы не платить лишних денег и не носить тяжести самому.

Например, в квартире чудом сохранился стол с инкрустацией начала XIX столетия. Стояло старинное трюмо. В шкатулке бабушки лежали монеты, на которых был изображен еще Александр III.

Дедушка и бабушка рассчитывали увидеть во внуке человека, который сохранит о них память, передаст потомкам сбереженные ими семейные фотографии и предметы мебели. Мужчине же хотелось поскорее сделать евроремонт в квартире, пригласить на новоселье друзей. Он не подумал, что, поступив так, причинил боль близкому человеку.

Тогда бабушка постаралась скорее раздать ценные ей вещи родным и близким знакомым. Болезнь не позволила завершить начатое дело. Тогда соседка посоветовала оставить внуку записку с просьбой позвонить другим родственникам и предложить им забрать предметы, которые те посчитают нужным. Теперь никто не узнает, была ли такая записка. Бабушка не сумела оправиться от болезни. Внука опыт ничему не научил. С оставшимися вещами из второй квартиры он расправился точно так же.

Вспоминаю еще пример. Женщина скончалась в почтенном возрасте, близкие родственники умерли раньше. В ее доме была собрана библиотека редких книг. Более молодые коллеги, понимая научную ценность этого собрания, сделали так, что библиотека полностью перешла в фонд учебного учреждения. Вот образец правильного, уважительного отношения к человеку и ценным для него вещам. Другой случай. После смерти отца осталось несколько предметов техники позапрошлого века. Его дочери они бы не пригодились. Она отдала их знакомому, который коллекционировал технику и впоследствии хотел открыть небольшой музей.

А давайте задумаемся, а сколько исчезло предметов нашего народного быта? Сколько молодых людей уехало из сел, забросив родительские дома, а вместе с ними и предметы своей культуры. Хорошо, что сейчас есть еще хранители народного культуры и творчество. Собирают предметы крестьянского быта и открывают музеи. Так, настоятель храма святителя Николая в с. Барятино Калужской области устроил небольшой музей при храме и разместил в нем предметы крестьянской жизни начала и середины прошлого века. Среди экспонатов есть детская люлька, в которой его в детстве качали. Этот музей стал достопримечательностью села.

В наше время многие ценят деньги, недвижимость, предметы материально значимые. Но нельзя забывать об уважении к памяти наших предков. Особенно если речь идет о близких родственниках. Можно не хранить все вещи родного человека, но отнестись к тому, что ему было дорого, подобающим образом. Например, можно предложить такие предметы другим людям, отдать в музей, предложить образовательному учреждению.

Очень часто в поступках человека, какие он совершает после смерти родных, проявляется его отношение к близким людям: или искренняя любовь, или безразличие. «Если чтишь Бога, то почитай и родивших тебя», — сказал преподобный Нил Синайский. Заповедь о почитании родителей и старших не завершается с окончанием их жизни. Подлинное сердечное отношение к ним проявляется в мелочах, например, в бережном отношении к тому, что им было дорого при жизни.

 

«Вечерняя Москва»

 

 


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru