Издательский Совет Русской Православной Церкви: Чего хочет Бог

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Чего хочет Бог 14.07.2017

Чего хочет Бог

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована в газете «Вечерняя Москва».

Как и большинство повествований Ветхого Завета, история о казнях египетских имеет не только прямое, в данном случае историческое значение, но и духовный смысл.

Сразу стоит заметить, что эта история не о наказании египтян и спасении евреев. Бог никогда не действует однобоко. Логика «еврейский народ спасу, а египетский покараю» абсолютно чужда действию Промысла Божия. У Господа ни один народ и ни один человек не служат для других неким «наглядным пособием», демонстрирующим, какие кары обрушатся на тех, кто Его не послушается.

Каждый человек — это образ Божий, и каждого Господь любит предельно сильной любовью. На протяжении всей человеческой истории Он непрерывно спасает каждого человека, каждый народ, использует для этого разные способы, создает обстоятельства жизни, которые наиболее удобны для спасения именно данного человека и данного народа. В этом может убедиться каждый из нас, если внимательно присмотрится к обстоятельствам собственной жизни, попытается ответить на вопрос: «Что Господь хочет мне сказать, ставя меня именно в такую жизненную ситуацию?». Так и каждый живший в Египте человек неслучайно попал в обстоятельства «казней египетских», обрушившихся на страну. Каковы же были цели этих бедствий?

Надо признать, что перед Моисеем стояла трудная, почти невыполнимая задача. Он оставил Синай, где уже давно жил и обзавелся семьей, и пришел в Египет, где его народ пребывал в рабстве, притеснениях и презрении. И теперь ему, изгнаннику и чужаку, предстояло не только убедить главного правителя Египта дать свободу потомкам Авраама, но также уговорить самих евреев и их старейшин принять ее. Не всякому выросшему в рабстве желанна свобода, ведь она несет с собой и ответственность за свои решения, и неизбежные риски. Но такова была воля Божия, и для ее исполнения Господь выбрал Моисея.

Евреям надо было научиться верить Истинному Богу и слушаться Его посланника. Вначале они воспрянули от радостной вести: Господь посетил народ свой! Но очень скоро, как только разгневанный египетский правитель ужесточил их положение и непомерно отягчил работами, радость в народе сменилась унынием. При первом же испытании люди пали духом и быстро нашли виновных в своих бедах. Причиной ухудшения жизни, по их мнению, было то, что они доверились Моисею и его брату Аарону.

А фараон и не думал прислушиваться к словам ходатая за самых бесправных жителей своей страны. Его не убедили ни переданное на словах повеление Божие, ни чудеса, которые Господь показывал через Моисея.
Никто не поверил, не принял из уст пророка Божие определение как руководство к действию, к изменению своего положения. Все — и евреи, и угнетавшие их египтяне, выбрали привычную жизнь, остались в «зоне комфорта», как сейчас говорят. И только после этого Господь переходит к другому, более действенному, средству убеждения: Он посылает людям неудобства, лишения, несчастья, ломающие сложившийся порядок вещей, заставляющие человека поневоле оторваться от суеты и подумать, что нужно изменить в своей жизни, чтобы избавиться от страданий.
В библеистике эти беды и напасти обозначены устойчивым выражением «казни египетские». Но надо понимать, что казнь Божия — это не месть, не проявление жестокости Творца, а наказ, то есть научение, вразумление. В еврейском языке для их обозначения используется слово «удары». А на Руси про подобные тяжелые ситуации говорили «посещение Божие». Смысл всех этих выражений сводится к тому, что Бог не отдает людей на произвол греху и страстям, но пытается их спасти, повернуть к Себе даже горьким, болезненным для человека путем, который субъективно воспринимается далеко не благодеянием. Но таково было на тот момент духовное состояние живших в Египте людей, что пробудить их дух, вывести из ожесточения могли только чрезвычайные, радикальные методы воздействия.

Обратим внимание на то, что в библейском повествовании болезненность казней нарастает постепенно. Бог до последнего не применяет «хирургического вмешательства», пытаясь отвратить людей от греха щадящими средствами. Вначале казни не представляют угрозы для человеческой жизни. Они не так страшны, как омерзительны для людей, их цель — заставить их отвлечься от своей налаженной жизни, устроенной автономно от Господа.

Что-то подобное мы видим в истории нашей страны, когда народ погрязает в грехе, Господь допускает испытание. В жизни каждого из нас происходит тоже нечто похожее. Сколько приходится совершить ошибок, «набить шишек», получить «ударов», чтобы начать отказываться от пагубного своеволия! Все это надо пережить, чтобы научиться прислушиваться к тому, что Бог говорит посредством разных обстоятельств, и понуждать себя поступать не так как хочется или как выгодно, а как правильно — по Божьим заповедям, по совести.

Бывает, мы глубоко сожалеем о том, что многого уже нельзя исправить и надо терпеть последствия сотворенных ошибок, как когда-то Адам, потерявший рай, с горечью принял новую, тяжелую жизнь на земле. Но надо найти в себе мужество благодарить Бога даже за горький опыт. Это помогает не впасть в уныние или малодушие, но укрепить веру в Бога и обрести надежду. Так некогда через египетские казни духовно укреплялся и народ Божий.

Вечерняя Москва

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru